Портал молодых писателей Youngblood.ru Редакторы рекомендуют:
Номер 12 (фэнтези и фантастика)
Легенда об Арфе (фэнтези и фантастика)
По дороге из хлебных крошек (стихи)
Рай (фэнтези и фантастика)
Колыбельная (стихи)
Разум по братьям (фэнтези и фантастика)
текстовый шаблон (нечто иное)
вход на сайт
    
регистрация
расширенный поиск
Новости Youngbloob в RSS-формате
О проекте
Произведения
Общение
Справочники

с миру по нитке

Афоризм дня

Проза есть продолжение поэзии другими средствами

(Иосиф Бродский)

Rambler's Top100







Youngblood

Рецензия на книгу Дж.- М. Уоллеса-Хедрилла «Варварский запад. Ранее Средневековье»

Яна Буткевич>

Вы - 2182-й читатель этого произведения

Книга Дж.- М. Уоллеса-Хедрилла «Варварский запад. Ранее Средневековье» подробно погружают в религиозную проблему человечества в этом периоде. Книга состоит из 6 глав, каждая из которых погружает человека в данную проблематику.

В первой главе автор акцентирует наше внимание на 2-х искажениях в описании Рима «историками» того времени: «один, обветшавший материальный Рим, разложение которого завораживает воображение историка экономики; и другой – Рим умопостигаемый, который со всей живостью встает перед нами из строк памятников письменности».

Далее как отмечает автор, римляне чтили право и науку о нем. Он приводит выражение Гиббона, что юриспруденция «общественный разум римлян». Юриспруденция – живое искусство.

По поводу же религии, автор отмечает, что двуязычие отходит на второй план, уступая первое место христианству.

При Императоре Константине Запад был полон христиан, но только не древний Рим.

Между язычеством и христианством были вечные споры, на тему кто из них прав. Так вот вовремя одного из такого «столкновения» при св. Амвросии (младшем современнике св. Августина) ставкой в этой борьбе было все наследие античности.

Церковь при св. Августине еще не располагала отлаженным механизмом координации действий. Постепенно древняя церковь Запада приняла на себя структуру самой Империи. В связи с этим на епископов стали, возлагаются обязанности их отсутствующих светских коллег.

В то время люди не оставили нам каких-либо доказательств о происходящих спорах между язычниками и христианами.

Данная глава этой книги заканчивается фразой «История этого времени состоит, скорее, в факте этого спора, чем в его результате», которая вполне может обозначить идею, проходящую сквозь строки данной главы, что история развития христианства на варварском Западе основана на догадках, чем реальности.

Во второй главе автор акцентирует наше внимание на том, что письменные источники мало что сообщают, а археология немного больше. В этой главе речь идет уже о 2-х племенах остготов вестготов. Нападение гуннов на готов и дало импульс массовому переселению варварских народов. Готы восприняли христианство из рук грека по имени Вульфила. Но он был арианином – т.е. приверженцем ереси. В результате готы, как и вандалы, стали арианами.

Варвары захватывали лучшие сельскохозяйственные земли, в связи с голодом на всей территории Италии. В Галлии, Испании и Италии происходит процесс перераспределения земли. Заветной мечтой варваров было укрепиться в традициях Запада и сблизиться с императорами.

В течение 5 в. Аквитания, Гаскония, Нарбонн, Прованс и большая часть Испании оказались под контролем готов.

Римские епископы начинают пользоваться подлинным влиянием над Римом и Италией. Из язычников, по вероисповеданию, люди превратились в ортодоксальных крестьян. Этого влияния они добились по ряду причин:

Экономическая власть. Римская епархия была одарена землей и Константином, что епископы со временем стали богаче любого сенаторского рода.
Административные традиции империи. Здесь имела место преемственность рассчитанная вызвать доверие. У епархии была собственная библиотека.
Мощный христианский культ Средневековья – почитание ап. Петра первого епископа Римского.
Выгодно проявляли себя при политических неурядицах. Очередной, но примечательной чертой падения Западной Империи под натиском варваров было равное стремление римлян и варваров придерживаться древних форм политической жизни.
Издается кодекс законов при императоре Феодосии II. Этот кодекс влиял на юридическую и политическую мысль Западной Европы в течение всего раннего Средневековья.

Во времена правления Теодориха язычество, естественно, уже не было политической силой, хотя и таилось еще во многих неожиданных уголках. Христианство подавило его. Камнем же преткновения для государства Теодориха - арианство было общим врагом, который объединил папство и аристократию, и сделал их лояльными подданными Византии. В 523 г. При императоре Юстине издается закон, который лишает язычников иудеев и еретиков – права быть занятыми на государственной службе. Последние годы жизни Теодориха были отмечены гонениями на ортодоксальных христиан.

В 534 г. При императоре Юстиниане был разгром вандальской Африки. Африканское духовенство получило возможность начать преследование арианских иерархов. При Юстиниане была эпоха военных столкновений и разрушений длиной в целое поколение. Рим пал. Но, тем не менее, у него были попытки восстановления Римского мира.

Итак, вывод на протяжении всего периода дезинтеграции постоянным фактором оставалась твердая решимость римских императоров восстановить империю.

Третья глава захватывает и поражает информацией, которую автор доносит до нас. Информацию о жестоких длиннобородых людях, которые в 568 г. впервые ступили на равнинные земли Сев. Италии. Лангобарды, так их звали относились с презрением к римлянам (одна из сфер, в которой изоляция была с самого начала невозможно, это торговля). Это был народ полукочевой, зажатый между владениями людей, чьему цивилизованному миру они еще не в состоянии подражать. Лангобарды уничтожили все религиозные структуры, сохранился только один монастырь – св. Марка в Сполето.

Единственной христианской иерархией, пользовавшейся поддержкой короля, была арианская; и эта иерархия признавала не Рим, а Павию. Лангобарды еще не были цивилизованы. В 643 г. при короле Ротари составлено и записано собрание норм обычного права. Воспитанные на духе культа меча, стоя свою нравственную жизнь на простейших принципах крови, доблести и верности, лангобарды не слишком ценили человеческие жизни.

В 653 г. обратились в католиков. Церковь поощряла пожертвования, как в форме семейной собственности, так и сыновей для монашеского пострига. Церковь запретила полигамию, конкубинат и развод. Она не запрещала дуэли, но сделала их более гуманными. Церковь делала все, что могла, чтобы облегчить рабскую долю, особенно в брачных отношениях.

Лангобарды были покорены такими же варварами, как они сами, во главе которых был Карл Великий.

В четвертой и пятой главах автор подробнейшим образом рассказывает о франках. Франки – свирепые, гордые люди. Это такие же варвары только уже более цивилизованные. Хотя в плане религии, по крайней мере, они остаются все еще такими же варварами. Например, в обряде захоронения наблюдается варварское язычество: церемония посмертного обезглавливания и ритуальные костры.

В 446 г. под ударами франков пал Турне. В 481 г. вождем франкских племен становится Хлодвиг. Он создал Францию, и создал ее в рамках Римской империи. В своей повседневной жизни франки очень походили на современных им ангосаксов и бургундов, и не слишком сильно отличались от лангобардов.

Ранние Каролинги сделали все возможное, чтобы опорочить имя тех, на чье место они пришли, фактом остается то, что поздние Меровинги были бездельниками, чуждыми воинского духа, в которых больше не было жизни.

Галлия в седьмом веке была в неуклонном упадке королевской власти и усилении влияния аристократии.

Стали возникать бесчисленно мелкие монастыри, что также связано с богатством аристократических семей.

Ненависть австразийцев к нейстрийцам и стремление и тех, и других избежать контроля со стороны друг друга, является более важной чертой франкской жизни, чем любые предполагаемые попытки магнатов урезать власть своих королей.

В 687 г. Была битва нерядового значения при Тертри, где австразийцы во главве с Пипином II разбили нейстрийцев.

Во времена правления Карла Мартелло расширилась разработка целинных земель. Следовательно, тем самым были одновременно удовлетворены нужды миссионерских церквей и жажда племен к владению земель. Монахи стали движущей силой, стоявшей за всем процессом колонизации – за земледельцами и торговцами, финансистами и строителями, врагами, учителями и священниками.

Старые земли Империи в Галлии, т.е. унаследованные Хлодвигом, уже давно были растрачены Меровингами на подарки; это стало одной из главных причин их растущей политической слабости.

Карл, по словам приведенного автором современного историка, «уничтожая и ломая всякую автономию, грозившую ослабить центральную власть, он спас единство франкской монархии». Но, тем не менее «приход к власти сыновей Карла Мартелло был отмечен повсеместным восстанием в отдаленных частях государства».

Во времена правления Карла Великого сына Пипина Короткого были времена (778-791 гг.) военных завоеваний и стремительного развития у Карла Великого ощущения своей христианской миссии.

В 800 г. Императорская коронация Карла Великого.

К.В. покорил Ломбардию, Баварию, Саксонию и Юж. Галлию; он контролировал аваров; искусно вмешивался в византийские и арабские дела, и был патрицием Рима, защитником Рима.

В 813 г. К.В. разделил свою единоличную власть с сыном и короновал его в присутствии своих высших сановников, сделав его принцем-консортом с императорским титулом.

Глава шестая, последняя в данной книге рассказывает, что во времена правления сына К.В. Людовига Благочестивого утратился идеал Франкской империи, империя создавалась с помощью окружения Людовига Благочестивого.

Основной политической темой данной главы является странное упорство этой мечты перед лицом мрачной реальности военных неудач, экономического упадка и социальных перемен.

Он был императором вселенской Церкви. Религиозные расхождения между Востоком и Западом не были глубокими и никогда не считались непреодолимыми.

В первые годы правления нажил себе врагов, больше чем друзей. Что характерно во времена его царствования так это смуты, раздоры внутри королевской семьи, которые отражались на всем обществе в целом.

Для всего периода, охватываемого этой книгой, была характерна жестокая дефляция, поскольку золото выкачивалось с Запада, постоянно росли цены, а потребление всегда немного превышало производство.

Старая варварская родственная связь уступила место узам вассальных отношений.

Образовались государства средневековой Европы. Церковь и Государство составляли единое целое. Возникновение повсеместно новых церквей и энергичная преобразовательная деятельность крупных монастырских центров, вроде Клюни, самим действующим лицам не казались провозвестием новой эпохи.

Вот почему, как в начале описания автором событий происходящих на варварском Западе в раннем средневековье, так и в конце, нас не перестает удивлять, разительный контраст – раннесредневековые люди могли жить, как варвары, но при этом считать себя римлянами.

версия для печати

Мнения, Комментарии, Критика

последние комментарии

alex: Тест   (07.10.2003 7:35:23) перейти в форум

Ваш комментарий
От кого Логин   Пароль 
Сообщение
Можно ввести    символов
 
назад
Глас народа
Правила

Случайный автор

Not forgiven


Случайное произведение

автор: ZL


Форум

последнее сообщение

автор: Marie


актуальные темы


На правах рекламы

https://pedant.ru/remont-apple/iphone/zamena-knopki-home-domoj?object=5c

Сейчас на сайте
Веб-дизайн IT-Studio | Все авторские права на произведения принадлежат их авторам, 2002-2008