Портал молодых писателей Youngblood.ru Редакторы рекомендуют:
Я хочу быть (стихи)
Узник маленькой планеты (фэнтези и фантастика)
Сосенки (проза)
Без возврата!!! (стихи)
La Mar. Стихотворения в прозе. (проза)
Из цикла "Лето" (стихи)
По кругу. (стихи)
вход на сайт
    
регистрация
расширенный поиск
Новости Youngbloob в RSS-формате
О проекте
Произведения
Общение
Справочники

с миру по нитке

Афоризм дня

Каждый пишущий пишет свою автобиографию, и лучше всего это ему удается, когда он об этом не знает

(Кристиан Фридрих Геббель)

Rambler's Top100







Youngblood

Кто он, Фридрих Ницше?

Анна Казакова>

Вы - 3862-й читатель этого произведения

Введение.

Поистине человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот я учу Вас о сверхчеловеке: он – это море, где потонет презрение ваше.
Ф.Ницше.
«Так говорил Заратустра».



Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года. Звезды написали ему стать философом и писателем. Он прожил очень яркую и разную жизнь, такую, которую хотели бы прожить многие и которую не пожелали бы своим врагам другие.
Все как обычно: две чаши весов. На одной прижизненное признание, мировая известность, слава и даже почет; на другой – одиночество побежденного, осознание всей трагичности жизни и страшные физические страдания: ужасные головные боли, заполняющие двести дней в году.
В промежутках между приступами Ницше и писал все свои работы.
Последнюю четверть своей жизни он провел в доме скорби, где и скончался в 1900 году на заре двадцатого столетия.
Родился, жил, писал… умер.
Так можно сказать о любом, даже самом заурядном писателе. Тот, чья жизнь может уместиться в одну строчку таких глаголов прожил ее попусту. О нем забудут на следующий день.
А Ницше помнят, ценят, учат, цитируют наизусть, любят и ненавидят.
Одни считают его своим учителем, «сумасшедшим гением», другие не понимают его, третьи пишут неправильно его имя…
Скончавшись, более века назад, Ницше даже в наше время остается фигурой противоречивой.
Так кто же он: «сумасшедший гений» или просто больной человек?
Кто он, Фридрих Ницше?



Глава I.


То, что нас не убивает, делает нас лучше.
Ф. Ницше.

Именно эта фраза открыла мне имя Ницше.
Подыскав эпиграф для сочинения, в толстой книге афоризмов, я, сама того не понимая, нашла свою философию жизни. Именно она стала первой на пути в познанию Ницше.
Она заставила меня пойти в библиотеку, погрузиться в мир философа и теперь поведать вам об этом…
Начнем заново…
Фридрих Ницше родился в семье пастора 15 октября 1844 года в день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным ребенком. Несмотря на юные годы совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая о т малейшего выговора он не раз хотел заняться само исправлением.
« Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром», - поучал он важно сестру.
Ребенком, он уже осознавал одну из главных своих идей: начинать надо с себя.
С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи и видимой мысли. Он редко принимал участие в играх, т.к. не любил сходиться с незнакомыми людьми.

Фридрих хотел поступать в Пфорта. Ему дают стипендию и в 1858г, в возрасте. В возрасте 14 лет он покидает семью.
Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерман. Душа его всегда обладала способностью привязываются к месту и жилищу.
В 1862 году он покидает Наубург и отправляется в боннский университет. Где жизнь посылает ему самое горькое одиночество – одиночество побежденного.
Не по – своей воли Ницше покидает студенческую среду, - его попросили удалиться. Непонятный и отвергнутый он решает кончать университет в Лейпциге.

Поворотным моментом в становлении концепции Ницше стало прочтение им книги малоизвестного в те годы Артура Шопенгауэра «Мир как Воля и Представление».
Шопенгауэр безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом.
«Я понял его как если бы он писал для меня»,- сказал Фридрих Ницше.
Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся: теперь у него есть учитель!
В своих работах Шопенгауэр рассматривает идею Воли, которая в соединении с временем и пространством становится волей к жизни ( термин, мимо которого Ницше пройти не мог).
Размышления Шопенгауэра о духовных началах захватывали мятежный дух Ницше, в его Воле он видит вечную, пламенную волю к свободе, а того творческого гения, которым руководит сама Мировая Воля, он видел в Рихарде Вагнере.
Непосредственно Вагнеру была посвящена первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», сразу же вызвавшая скандал в общественности.
В дальнейшем Ницше отказывается от союза с Шопенгауэра, порицая «шопенгауэровскую слепую волю к морали», а также от Вагнера с его «неисправимым романтизмом», которого больше беспокоили собственные успехи и популярность. Ницше же он рассматривал, лишь как собственного агитатора.
Главное же: он все больше и больше болен. У него нет возможности читать, с кем-то видеться, пишет только урывками.
В 1880 году он так описывает свое состояние: «неотступные головные боли, каждый день целыми часами состояние близкое к морской болезни, паралич из-за которого трудно говорить, а для разнообразия –жесточайшие приступы боли(последний сопровождался трехдневной рвотой, я просто ждал смерти…)». Эта болезнь сжигала его изнутри.
Никогда Ницше не думал, что источником философии может быть страдание, недомогание или тоска, хотя философ, как понимал его Ницше, должен страдать непомерно.
Тем более не считает он болезнь событием, затрагивающим мозг или тело. Он, скорее видит в болезни точку зрения на здоровье, а здоровье – точку зрения на болезнь.
Болезнь как оценивание здоровья, моменты здоровья, как оценивание болезни – его новая философия.
У Ницше все маска. Первая, для гения, - его здоровье; вторая – и для гения и для здоровья – его страдание. В единство «Я» Ницше не верит, не ощущает его в себе! Вагнер, Шопенгауэр – все они были масками Ницше. После 1890года некоторые друзья (Овербак, Гаст) подумывали, что сумасшествие было его последней маской. Среди вершин мысли Ницше есть страницы, где он пишет о необходимости маскироваться, о достоинствах, позитивности, крайней настоятельности масок. Руки, уши, и глаза – вот то, что Ницше любит в себе.
В « Книге для свободных умов» ( « памяти Вольтеру») Ницше пишет: «Человеческое слишком человеческое», что вызывает скандал в рядах общественности.
Эта книга состояла из девяти отделов, каждый из которых анализирует аспекты человеческого бытия в мире, человеческого общества и сознания; показывает, как мало в человеке и в его жизни подлинного величия и свободы, как сильно закрепостился он себе… Все это лишь «человеческое».
«Лучше умереть, чем жить здесь».
Пытаясь выпутаться из этой тягчайшей антимонии: мораль и свобода, Ницше предполагает, что традиционная мораль, извне предписывающая человеку целую систему запретов и декретов, могла опираться только на презумпцию несвободы.
А выбор в пользу свободы диктуется взрывом внутренних сил, человеческой души, изначально свободной и вечно стремящейся вернуть в лоно свободной воли.
Таким образом, Ницше приходит к тому, чтобы стать по – настоящему свободным умом, значит почувствовать и, испытав все человеческое, подняться над ними и обратиться в сверхчеловека.


Сверхчеловек.

Вот, наконец, то мы подошли к главному слову во всей философии Ницше: сверхчеловек.
Сверхчеловек – это главное и любимое детище Ницше, которое приходит к нему уже на закате жизни, и от этого оно еще более любимо.
«Я не хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлось бы у меня силы вынести это? Создавая сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша, как он говорит «Да» жизни, я, увы, сам попробовал сказать да!»
Он хочет верить и ему удается уверовать в сверхчеловека. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.
Его покоряет идея о сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду на спасение.
В чем заключается смысл этой идеи? Кто такой сверхчеловек? И могу ли я, простой смертный, стать Сверхчеловеком, по Ницше?
Принцип становления Сверхчеловека Ницше описывает в своей самой известной своей книге «Так говорил Заратустра». Отчаявшись встретить понимание со стороны современников, он указывает в подзаголовке адрес своего читателя: «книга для всех и ни для кого».
Сам автор считал ее самой глубокой из всех своих книг, которым обладает человечество.
Образ Заратустры – человека, идущего по пути становления сверхчеловека.
В сущности этот путь намечен автором еще в «Человеческом слишком человеческом», но здесь он детально проработал и обеспечил в форму притчи, написанную потрясающим языком.
Это форма заимствована из Библии и большим напоминает евангельский проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях.
Устами Заратустры Ницше выделяет три духа превращения: « как дух становиться верблюдом, львом верблюд и, наконец ребенком становиться лев».
Итак,
=1=
Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать все тяжести и трудности, чтобы преодолеть свою слабость.
«Не значит ли это унизиться, чтобы страдать свое высокомерие? Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду … спешит он в свою пустыню». На этой первой стадии «верблюда» человеку будет тяжело, но жаловаться он может только глухому, и руководствоваться лозунгом «Ты должен». Именно себя он должен победить, переступить через себя, чтобы подняться на вторую стадию.
=2=
Стадия «льва». Теперь человек получает право переоценки ценностей: уничтожению старых и созданию новых. Дух льва говорит «я хочу».
Но само себе это право и эта сила сказать «нет» любой из существующих истин не являться еще способностью к созданию новых ценностей. Для этого лев должен стать ребенком.
=3=
«Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, святое слово утверждения».
Стать ребенком – значит стать новым, откинув все прежние установления, вновь приобрести вкус к «игре созидания». Играть с миром и с самим собой, подобно ребенку – это значит возродить в себе дионистическое начало. Таков путь к сверх человеку. «Сверхчеловек – смысл земли».
« Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором?»

Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше – это «час великого презрения». Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к «жалкому довольству собою», называется добродетелью.
«Но где же та молния, что лизнет Вас своим языком? Где то безумие, что надо привить Вам? Смотрите, я учу Вас о сверхчеловеке: он – та молния, он то безумие!»
Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку. Борьба с самим собой была по – прежнему жестокой, но Ницше ни на минуту не оставлял своей работы.
Под впечатлением тоски и озлобления он писал страницы, которые потом ему приходилось внимательно перечитывать, исправлять или совсем вычеркивать. Он ненавидел эти часы, когда злоба доводила его до головокружения и затемнила в его сознании лучшие его мысли. Тогда он призывал своего героя Заратустру, этого всегда ясного, благородного пророка и искал около него поддержки и помощи. На многих страницах его книги видны следы этих припадков отчаяния.
Заратустра говорил ему:
« Да, я знаю, какая опасность грозит тебе , но заклинаю тебя моею любовью и моей надеждой – не теряй твоей любви и твоей надежды! Моею любовью и моею надеждой я заклинаю тебя: не уничтожай того героя, который живет в твоей душе. Верь в святость твоей высокой надежды!»
Борьба с самим собой была по – прежнему жестокой, но Ницше ни на минуту не оставил своей работы. Итогом было безумие. Степень погруженности в проблему превзошла меру личной выносливости. «Кто падает на свое время, падает лишь на себя». Разрушение традиционных ценностей обернулось саморазрушением.

На долгие годы на память о Ницше и его наследие легла печать «фашисткой». Это произошло по вине сестры философа, Элизабет. Трудно отрицать ее заслуги: она сделала все для распространения мысли своего брата, организовала в Веймере «Nietzsche – Archiv». Но эти заслуги сведены на нет величайшей изменой: она попыталась поставить Ницше на службу национал – социализма. Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и приобрел черты «белокурой бестии», не щадящей никого, безжалостно разрушающей мир и ценности.
Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен, прежде всего к себе, он сомневается, он подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления, мешающие его внутренней духовной свободе и радости творческой жизни.
« В человеке тварь и творец соединены воедино». Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше – это уникальный и осуществленной всей жизнью эксперимент по разрушению внутри себя «твари» и взращивание «творца», прозванного «сверхчеловеком».


Глава II.

После изучения большого количества литературы и биографической и критической, мне стало казаться, что слову «Ницше» лучших синонимов как спор и борьба не найти. В своих многочисленных произведениях Фридрих Ницше постоянно оспаривает человеческие устои и истины, вступая в борьбу за свои.
Это человек жизнь которого неразрывна была связана с борьбой. С борьбой за понимание, признание, борьбой с болезнью и самим собой.
Многие люди ставят перед собой цели, а потом всеми силами стремятся покорить их, взять вершины собственных желаний.
А что потом? Что станет потом; когда они получат все то, за что боролись долгое время?
Проблема в том, что борец не получающий удовлетворение от самого процесса борьбы обречен на провал.
Спортсмен, истязающий свое тело бесконечными тренировками, скрипя зубы, выполняющий все указания тренера – борец. Борец не только за награды, а борец с самим собой и с тем животным первоначалом, безусловно, получает от этого удовольствие, хотя, может быть, до конца и, не понимая это.
На этой стадии он похож на верблюда, но, достигнув своей цели, победив он, может достигнуть стадии льва. И только от него самого будет зависеть, сможет ли он достигнуть уровня «ребенка» или нет.
Таким образом, я утверждаю, что в наше время, когда разность между социальными классами людей велика, с первой на вторую стадию люди могут прийти каждый в своем роде занятий, совершенно не подозревая о философском смысле таких метаморфоз.
Но для того, чтобы вырваться из круговой поруки царящей между львом и верблюдом, надо действительно стать ребенком. Надо замкнуть глубоко в себе и найти в себе силы простить всех и вся, и забыть об этом прощении. Ибо ты должен стать невинным ребенком, которому еще никто не успел причинить ни добра, ни зла.
Подобно новому дню, начинающемуся с рассветом, сверхчеловек оставляет все во «вчера» и свободный шагает в «завтра».
Но он должен быть готов к одиночеству, непониманию и неприятию. Так как он несет в себе новую истину и уклады, разрушающие прежние устои.
Но одинок он будет не от верблюдов и львов - они постоянно будут стремиться к нему, а от других. Тех, кто даже не нашел в себе сил взойти на первую стадию и попытаться начать борьбу. Одного верблюда можно уже уважать за то, что он позволил считать себя верблюдом; за то, что он добровольно себя на пути к заветной цели. И не важно, что лишь немногие смогут перейти на следующую ступень развития. Но ведь не обязательно, что каждый верблюд станет львом, а каждый лев сверхчеловеком?! У кого – то просто не хватит сил, терпения, выдержки или жизни…?
Почему - то именно этот аспект Фридрих Ницше оставил практически нетронутым. Будто он просто не успел что – то дописать, досказать…. Ему просто не хватило времени или жизни…
Последнюю четверть своей жизни он проводит в доме скорби. Может это судьба? Может быть, философ сумел понять, постичь конечную суть, но кто – то не захотел, чтоб о ней знали другие?!
« Все существа до сих пор создавали, что – нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой к состоянию зверя, чем превзойти человека?»

Заключение.

Своевременность, понимание и гармония.

Работая над статьей, я все больше и больше, с каждой выписанной строкой, погружалась в мир Ницше. Иногда создавалось впечатление, что он сам диктует мне фразы, запрещает изменять предложения.
Работа писалась урывками, присестами, собиралась по клочкам…. Писалась долго и трудно.
Знаете, философия очень похожа на религию, рисующую образ жизни человека и его уклад. Она заставляет следовать своим устоям и пропагандировать их, распространять на все свои действия и мысли. Она заполняет все пространство и становится важной частью, без которой человек уже не может существовать.
Так и я – стала тверже, решительней. Начала думать разумом, а не сердцем. Речи стали более монотонными, короткими и жесткими…. Официальное и немного надменное отношение с людьми, заменяло задушевные беседы и общение с друзьями в период написания работы.
И вот, наконец, я пишу заключение.
Какое оно?
Объяснить трудно: начало, и конец пишут два разных человека: один – трезвый прагматик, второй – просто любящий мир.
В своей концепции Сверхчеловека вообще во всей своей философии Ницше, на мой взгляд, делает одну, но большую ошибку: он забывает примерить, сшитую им рубаху.
Нет, не на себя. Примерить ее на себя было бы слишком просто. Сам человек часто не боится своей смерти так, как страшит его смерть близкого ему человека.
«Падающего – толкни», - говорил Ницше, а если этот падающий окажется женщина, носившая тебя в своем чреве девять месяцев и вскормившая тебя своей грудью…?

Я считаю, что плохих людей на Земле нет, есть только те, которым вовремя не сказали, что они – хорошие.
У Ницше не было настоящих друзей. Еще в детстве и отрочестве другие дети его не принимали. Что ему оставалось? Замкнуться в себе и думать. Вынашивать мысль, что я не такой, как все, особенный.
Я – значительно умнее их и сильнее, пусть не физически, но морально. Если я сам смог пересилить, перевоспитать себя – значит я лучше их…. Кто они по – сравнению со мной, - низший слой, просто гумус!
Но никто не видел этого, не замечал. Никто вовремя не отметил его достижений, заслуг.Впечатление, что его не только обделили вниманием, заботой и любовью, а еще одной наиболее важной благодетелью для творца – пониманием. Все, так или иначе, но использовали его – кто намеренно, кто нет.
Сестра Элизабет много сделала для распространения слова Ницше, но она опять же не поняла вовремя, что значит «фашизм» - тем самым, допустив роковую ошибку.
Ницше велик – рассказать о нем все – попытаться объять необъятное.
В начале статьи я спросила: «Так кто же он: сумасшедший гений» или просто больной человек?» Но теперь я понимаю: какой бы ответ я не дала, он будет звучать как диагноз. А диагнозы пусть ставят врачи…
Может быть философия Ницше антигуманна и направлена против социума в целом, но на определенных этапах жизни она действительно необходима, она работает. Если человека постоянно жалеть, он ничего никогда не добьется, если только ругать – особо хорошего тоже не выйдет. Гармония двух этих действий даст метод. Ницше понял значение этих вещей, но разделил их на этапы. В итоге на каждой стадии будь то верблюд, лев или Сверхчеловек объекту чего – то не хватает…. На мой взгляд, только гармония этих вещей даст внутренний покой и мир. Мир, которого так не хватало « несвоевременному» философу.
P.S.
Ницше для меня – это учитель. Он видится мне сидящим в старом кресле из плетеной лозы, укрытым старым клетчатым пледом, чьи цвет и ткань уже обветшали, но узор только начинает входить в моду. Скоро сотни людей будут толпиться о очередях, кричать, расталкивать рядом стоящих, пробираясь к прилавку пытаясь заполучить такой же к рождеству….
Он сидит и спит. Голова его наклонена немного вправо, а на коленях и полу покоятся исписанные листы бумаги. Он сидит спиной к окну, поэтому не может видеть, как за линией горизонта встает солнце. Его лучи уже пробираются сквозь каждый волос его белой шевелюры.
Первые лучи теплы и ласковы ко всему живому. Будь то Сверхчеловек или маленький лесной муравьишка…. Только «спящий» этого уже никогда не увидит….










































версия для печати

Мнения, Комментарии, Критика

последние комментарии

Анна Казакова: Вывод: всем по баробану...   (18.08.2004 7:34:22) перейти в форум

Гид: Я не читал Ницше, поэтому не имею права спорить. Один недостаток данного эссе могу отметить: слишком строгая структура сочинения-биографии. И еще,...   (19.08.2004 12:37:03) перейти в форум

Руслан Рюмин: Аня, ты просила рецензию... pнаешь, я мыслю приземленно, такие высокие материи мне чужды. Вот мой брат Ницше восхищается. А я наслышан и читал "злую...   (20.08.2004 12:51:06) перейти в форум

Vlad: Очень подробно описано жизнеописание философа. Но, на мой взгляд, гораздо подробнее термин сверхчеловек описан в книгах В.В. Синельникова, исследов...   (04.11.2005 11:37:23) перейти в форум

Sirena: Лично моё впечатление - это МЕГА!!! Я не читала еще ваших произведений - это первое... и оно попало прямо в точку!!! Как раз сейчас я и читаю Ницше......   (13.11.2007 6:51:41) перейти в форум

Ваш комментарий
От кого Логин   Пароль 
Сообщение
Можно ввести    символов
 
назад
Глас народа
Правила

Случайный автор

Problem_Child


Случайное произведение

автор: finix_observer


Форум

последнее сообщение

автор: Marie


актуальные темы


На правах рекламы

Сейчас на сайте
Веб-дизайн IT-Studio | Все авторские права на произведения принадлежат их авторам, 2002-2008